- ГлавнаяГлавная
- Новости Новости
- Интернет-магазин или маркетплейс — что выбрать бизнесу Интернет-магазин или маркетплейс — что выбрать бизнесу
Интернет-магазин или маркетплейс — что выбрать бизнесу

За 9 месяцев 2023 года объем онлайн-продаж в России составил 4,3 трлн рублей. Это на 23 % больше, чем за аналогичный период 2022 года. Эксперты считают, что рынок интернет-торговли продолжит расти. Люди охотно покупают через интернет обувь и одежду, мебель и бытовую технику, продукты, детские игрушки, другие товары.
Это значит, что продажа товаров онлайн дает возможность получать хорошую прибыль. Но что лучше для бизнеса – интернет-магазин или маркетплейс? Какой вариант предпочесть? Рассказываем о плюсах и минусах каждого из этих вариантов и даем полезные советы.
В чем разница между маркетплейсом и интернет-магазином?
Интернет-магазин владеет собственным ассортиментом. Он может продавать даже товары одного производителя, хотя, конечно, существуют магазины, в которых представлена продукция различных брендов. Владелец интернет-магазина сам решает все вопросы, связанные с логистикой и рекламой, общается с покупателями.
Маркетплейс – это онлайн-платформа, на которой может работать множество магазинов. Сам маркетплейс не является владельцем или продавцом этих товаров, это лишь площадка, на которой работают различные продавцы. Помимо размещения их ассортимента он может помогать с логистикой и рекламой. За свои услуги маркетплейс берет с предпринимателей комиссию.
Свои преимущества есть и у собственного интернет-магазина, и у маркетплейса. Надо хорошо понимать плюсы и минусы каждого способа онлайн-торговли, чтобы сделать взвешенный выбор и найти тот вариант, который подойдет именно вам.
Плюсы и минусы маркетплейсов
Начнем с преимуществ.
- У маркетплейсов огромная аудитория, поэтому вероятность того, что покупатели заметят ваш магазин, существенно увеличивается.
- Маркетплейсы обладают высокой узнаваемостью. Они дают возможность продавать товары во множестве регионов либо по всей территории России, а в некоторых случаях предоставляют возможность вести международную торговлю.
- У маркетплейса уже есть сайт и мобильное приложение, поэтому не нужно заниматься их разработкой. Обслуживание портала, подключение платежной системы – все подобные вопросы тоже решает администрация маркетплейса.
- Логистические задачи опять же решает маркетплейс. Можно доверить ему выполнение всех процедур, связанных с хранением, упаковкой и доставкой товаров.
Некоторые маркетплейсы предоставляют комплексные услуги. Вам надо только выложить информацию о товарах на сайт, указать их стоимость и контролировать процесс продаж. Все процесс маркетплейс возьмет на себя. Это удобно, но и комиссия будет сравнительно высокой.
Однако недостатки у маркетплейсов тоже есть. Это:
- высокая конкуренция, особенно в сфере продаж наиболее востребованных товаров – обуви, одежды, аксессуаров, косметики;
- высокая комиссия – маркетплейс зарабатывает на том, что каждый продавец отчисляет ему процент с продаж;
- жесткие условия работы – необходимо оформлять страницы товаров строго определенным образом, вести общение с покупателями по заданному шаблону и в сроки, установленные правилами маркетплейса;
- акции и скидки, которые устраивает маркетплейс, – именно от него зависит маркетинговая активность, но условия акции, которую необходимо проводить, могут оказаться невыгодными для продавца;
- зависимость рейтинга продавца от качества работы маркетплейса – например, сотрудники логистической службы не выполнили доставку в срок, а плохой отзыв при этом получил магазин.
Плюсы и минусы интернет-магазина
У собственного интернет-магазина тоже есть плюсы.
- Это ваш магазин. Вы сами устанавливаете условия, по которым работаете; они регулируются только российским законодательством. Если надо устроить распродажу – устраиваете. Если считаете, что акции проводить не нужно, – не проводите. Зависимость от внешних обстоятельств существенно уменьшается. Например, вам не страшны такие проблемы, как одностороннее расторжение сотрудничества со стороны маркетплейса или пожар на его складе.
- Вы можете оформить интернет-магазин так, как считаете нужным. Можете использовать фирменный стиль, брендировать иконки, рекламные баннеры.
- Вы можете создать собственную бонусную систему.
- У вас есть прямой доступ к контактной информации клиентов. Это помогает вести маркетинговые кампании, собирать отзывы, работать с негативом со стороны клиентов.
- Вы имеете прямой доступ к аналитике. Вам доступна статистика продаж, вы можете в любой момент узнать, сколько людей оставляет недооформленные покупки в корзине, и получить другую важную информацию. Это пригодится, чтобы создать портрет клиента и повысить качество обслуживания.
- В вашем интернет-магазине покупатель делает выбор только между теми товарами, которые продаете вы. Он не видит товары конкурентов и их рекламу.
Теперь о минусах.
- Самостоятельно создавать и продвигать интернет-магазины непросто. Для этого требуются навыки, которых у большинства нет. Поэтому стоит доверить создание и продвижение сайта профессионалам, но им надо платить. Создание интернет-магазина стоит не менее 1 млн рублей, на его разработку, наполнение, интеграцию с платежными системами и решение других вопросов понадобится 4-6 месяцев. Экономить на интернет-магазине нежелательно. Как показывает практика, если у вас дешевый сайт, который не приносит прибыли, проще создать новый, более качественный, чем пытаться выжать что-то из старого. Но такое решение проблемы означает дополнительные расходы.
- Привлечение покупательского трафика – тоже непростая задача. Желательно и ее доверить профессионалам.
- Сайту требуется обслуживание. Понадобится программист, который будет вносить изменения. Нужен копирайтер, пишущий тексты. Требуются менеджер, который общается с клиентами, маркетолог, разрабатывающий маркетинговую стратегию для интернет-торговли, специалисты, оказывающие технподдержку.
- Все логистические проблемы ложатся на ваши плечи. Надо создавать собственный склад или арендовать площади. Если вы работаете в нескольких регионах, то понадобится несколько складов.
Какие товары лучше не продавать на маркетплейсах и в интернет-магазинах
Ключевой принцип – торговать можно всем, что не запрещено законом. Но некоторые маркетплейсы устанавливают собственные ограничения. Поэтому перед тем как заключать договор, необходимо внимательно ознакомиться с его условиями и убедиться, что выбранный маркетплейс допускает к реализации товары, которыми вы хотите торговать.
Также, согласно отзывам онлайн-продавцов, на маркетплейсах лучше продаются простые товары, которые широко востребованы, например, одежда, обувь и аксессуары. Торговать на онлайн-платформах чем-то дорогим, сложным, не очень понятным покупателям можно, но нужно быть готовым к тому, что финансовая отдача не будет слишком большой. Под такие товары лучше создавать собственные магазины.
Также собственный интернет-магазин лучше, чем маркетплейс, подходит для товаров, к которым требуются сопутствующие услуги. Например, если вы продаете кондиционеры, а также оказываете услуги по их монтажу и обслуживанию, лучше предпочесть свой сайт.
Также на маркетплейсах лучше не продавать товары сегмента B2B. Если вы поставляете оборудование для магазинов, кофеен и ресторанов, автосервисов, парикмахерских, лучше создать собственный интернет-магазин.
Еще одна ситуация, когда свой сайт предпочтительнее, – продажа эксклюзивных товаров, например, изделий из кожи ручной выделки. Наличие собственного интернет-магазина помогает подчеркнуть их уникальность.
Что лучше: собственный интернет-магазин или маркетплейс?
Теперь вы знаете, чем маркетплейс отличается от интернет-магазина. Знаете, какие плюсы и минусы есть у каждого из этих способов онлайн-торговли. Владея этой информацией, вы можете сами решить, какой вариант подойдет именно вам. Например, начинающему продавцу с небольшим количеством товаров лучше попробовать свои силы на маркетплейсе. Если у вас уже есть опыт торговли, вы располагаете магазинами, работающими в офлайне, имеет смысл создать собственный интернет-магазин.
Необходимо собрать информацию о том, какие каналы продаж лучше работают в вашей нише. Можно не ограничиваться одним каналом, а пробовать получить прибыль от всех возможных вариантов: создать собственный интернет-магазин и параллельно с ним открыть магазин на маркетплейсе. Если какой-то из них совсем не будет приносить прибыли, просто откажитесь от него.
Желаем успехов в коммерческой деятельности!