Договор оферты для интернет-магазина

Многие не знают, что когда они совершают покупку в магазине, они заключают договор. При этом не нужно обсуждать условия и ставить подпись на бумажном документе. Такое делает возможным оферта – юридическое понятие, обозначающее предложение заключить договор на заранее определенных условиях, которые обычно называют существенными.

Особенности оферты рассматриваются в Гражданском кодексе. В нашем случае особенно важны:

  • ст. 435 – она регулирует процесс создания, заключения и отзыва оферты;
  • ст. 454 – в ней говорится об условиях, являющихся существенными для договоров купли-продажи.

Предложение может быть признано офертой, если оно:

  • направлено одному человеку, группе лиц или всем, кто пожелает на него ответить;
  • четко выражает волю одной из сторон договора;
  • содержит определенную, недвусмысленную информацию;
  • содержит максимально полные данные, то есть все условия, на которых заключается сделка, открыты и прозрачны.

Порой сложно ответить на вопрос, чем оферта отличается от рекламы. Чаще всего разница между ними определяется тем, до какой степени конкретизирована информация, которая содержится в предложении. Например, "Каждый день в нашем магазине свежие булочки" – это реклама, а "Каждый день в нашем магазине свежие булочки по 100 рублей" – оферта.

 

Виды оферт

Есть несколько видов оферты:

  • обычная, которую также называют простой или непубличной; это предложение, направленное конкретному человеку или группе лиц; например, если магазин обратился к постоянному клиенту, предложил ему купить товар с персональной скидкой, и тот согласился, магазин совершенно не обязан продавать тот же товар с такой же скидкой другому покупателю;
  • публичная – такое предложение предназначено для неограниченного круга лиц.

Публичная оферта размещается в открытом доступе, и ее условия обязаны соблюдать обе стороны договора. Проще говоря, если товар стоит 100 рублей, то покупатель должен заплатить за него 100 рублей, но в то же время и продавец не имеет права требовать за него 300, 500, 700 рублей или любую другую сумму. В противном случае покупатель имеет право предъявить претензию. Такие правила действуют как в офлайн-торговле, так и в интернет-магазинах.

 

Оферта для интернет-магазина

В интернет-магазине используется именно публичная оферта: онлайн-ресурс может посетить неограниченное количество людей. Такой вид необходим, потому что:

  • договор оферты станет основным документом, к которому могут апеллировать продавец и покупатель при возникновении конфликтной ситуации, и его можно использовать, даже если будет проводиться разбирательство в судебном порядке;

  • многие современные интернет-пользователи – это люди, которые хорошо разбираются в своих правах и том, как их можно защищать, поэтому они предпочтут совершать покупки в том магазине, который предоставляет необходимую юридическую информацию и сразу сообщает правила, по которым работает;

  • деятельность любого интернет-магазина должна соответствовать закону, и публикация оферты – то, что позволяет подчеркнуть готовность работать в правовом поле и избежать столкновений с государственными органами.

Публичная оферта в интернет-магазине означает, что продавец принимает на себя определенные обязательства. В первую очередь, он обязуется заключить договор с любым, кто пожелает купить у него товар,то есть совершить продажу, причем по тем ценам и на тех условиях оплаты и доставки, которые опубликованы на сайте.

 

Где разместить оферту

Договор оферты на сайте интернет-магазина лучше разместить в специальном разделе "Правовая информация". В том же разделе можно опубликовать лицензию, разместить выдержки из документов, которые будут полезны покупателям, например, касающиеся защиты прав потребителей.

Нет необходимости на каждой странице, в каждой карточке товара напоминать о том, что, совершая покупку, покупатель соглашается с правилами оферты; тем более, не нужно публиковать ее или большие выдержки из нее в карточках товара или разделах каталога. Объем этого документа может быть довольно большим, и юридическая информация будет отвлекать покупателя от изображения, описания, характеристик товара. Главное – чтобы договор оферты был опубликован, и его несложно было найти на сайте интернет-магазина именно там, где клиент рассчитывает его найти.

 

Обязательна ли публичная оферта для онлайн-магазина

Важно знать, что в актуальном российском законодательстве ничего не говорится о том, что онлайн-магазин обязан использовать именно публичную оферту. Более того, разрешается прямо указывать, что любая информация, размещенная на сайте, не является офертой.

Но отсутствие оферты означает отсутствие документа, имеющего юридическую силу. Следовательно, можно сделать вывод, что в этом случае продавец не несет ответственности перед покупателем, может изменять стоимость товаров, не гарантирует, что они есть на складе, и не обещает доставку даже после получения предоплаты.

Логично предположить, что такому интернет-магазину вряд ли удастся заинтересовать покупателя. У потенциального клиента может сложиться негативное впечатление об онлайн-магазине, который хочет получить его деньги, но не готов ничего гарантировать взамен. Поэтому оферта для интернет-магазина необходима уже потому, что она позволяет произвести хорошее впечатление на покупателей, обеспечить себе их доверие и продемонстрировать свой серьезный подход к торговле.

 

Что такое акцепт оферты договора

Важное условие договора оферты – наличие так называемого акцепта. В широком смысле слова это ответ на предложение, согласие на оплату. При этом акцепт должен быть безоговорочным. Если покупатель в ответ на предложение выдвигает дополнительные условия, это уже рассматривается как новая оферта.

В офлайне акцептом обычно считается факт оплаты. В интернет-торговле возможны разные ситуации, например:

  • оповещение покупателя о том, что в момент оплаты он соглашается с условиями продажи;
  • согласие с условиями продажи до того, как покупатель перейдет к оформлению заказа – обычно на стадии, когда ставится галочка рядом с пунктом "Согласен с условиями";
  • принятие условий продажи в момент регистрации аккаунта;
  • подтверждение заказа выбранным способом, например, когда покупатель переходит по ссылке из письма, отправленного по электронной почте, или вводит код, присланный в SMS либо push-уведомлении.

Лучше использовать в качестве акцепта действие, которое можно доказать. Поэтому лучший вариант – оплата товара или услуги. При необходимости факт оплаты можно подтвердить, обратившись в банк или сервис, через который проведен платеж.

 

Договор оферты для интернет-магазина: как его составить

В договоре обязательно указываются:

  • информация о продавце – оферта не может быть обезличенной, поэтому надо указать название организации или ИП, а также реквизиты;
  • информация о клиенте – в предложении надо отметить тех, кто может на него ответить, не допуская при этом ущемления прав потребителей, то есть нельзя, например, ограничивать покупателей по возрасту, полу или национальной принадлежности;
  • предмет договора – в данном случае это купля-продажа товаров;
  • момент совершения сделки, что считается акцептом оферты;
  • параметры товара – здесь можно добавить, что делать, если его реальные характеристики отличаются от тех, которые указаны на сайте;
  • стоимость – кроме собственно цены можно перечислить причины, по которым она может измениться: срочная доставка, дополнительные услуги;
  • способы и условия оплаты товара – важно прописать, какие способы оплаты доступны, что произойдет, если покупатель не внесет сумму полностью и своевременно;
  • правила доставки – как и в какие сроки она производится;
  • правила обмена и возврата товаров – они не должны противоречить действующему российскому законодательству.

Также в договоре нужно указать права и обязанности сторон. В него следует внести информацию о форс-мажорах, из-за которых продавец может не выполнить свои обязательства.

Желательно доверить подготовку договора опытному юристу или воспользоваться готовыми шаблонами, чтобы не допустить грубых юридических ошибок.

заказать в один клик
Ошибка
Ошибка
Оформить предзаказ
Ошибка
Ошибка

Спасибо за регистрацию!

Письмо с ссылкой на активацию аккаунта был отправлен на ваш электронный адрес.

Не получили письмо с инструкциями по активации?
Товар добавлен
Купон применен
Промокод применен
Заявка отправлена
Сообщение отправлено
Презентация заказана
Презентация заказана
Email с ссылкой на активацию аккаунта был отправлен на указанный вами адрес.
Успешно подписаны.