- ГлавнаяГлавная
- Новости Новости
- Правила зонирования магазина одежды Правила зонирования магазина одежды
Правила зонирования магазина одежды
Правильная организация торгового пространства – залог того, что покупателям проще будет найти белье и одежду, которые они ищут. Соответственно, ваша прибыль от этого растет. Полезно это еще и потому, что клиенты, которые с первого раза нашли то, что им было нужно, придут к вам во второй, третий и последующие разы. Потому что они уже знают, что у вас все удобно организовано.
Функциональное зонирование магазина иногда называют визуальным мерчендайзингом. Поговорим о его основных принципах.
Планировка магазина
Продуманная планировка магазина одежды дает возможность организовать поток покупателей так, чтобы они двигались в нужном вам направлении. Это стимулирует импульсные продажи.
Еще до открытия торговой точки у вас должна быть схема магазина одежды. Она составляется таким образом, чтобы обеспечить:
- равномерное распределение клиентов по торговому залу;
- простую и удобную ориентацию между стойками, на которых размещен товар;
- размещение ассортимента по принципу торгового соседства – это увеличивает вероятность того, что покупатель не ограничится приобретением одной вещи;
- удобные условия для персонала и клиентов;
- приятную, дружелюбную атмосферу, способствующую поднятию настроения и располагающую к покупкам.
Когда вы осуществляете проектирование магазина одежды, обратите внимание на расположение входа. Продумайте размещение прилавков и манекенов, освещение торгового зала. Все должно работать на то, о чем говорилось выше: удобство, приятную атмосферу. В конечном итоге это стимулирует клиента совершать покупки, даже если это человек, который случайно зашел в ваш магазин.
Что нужно учесть при организации пространства
Расстановка в магазине одежды определяется исходя из правила правой руки. По статистике, 90 % европейцев и американцев, заходя в магазин, поворачивают направо и дальше движутся в этом направлении. Но интересно, что в ряде стран, например в Японии, работает правило левой руки – покупатели, зайдя в магазин, поворачивают налево. Есть мнение, что это связано с разницей между право- и левосторонним автомобильным движением.
Так как в России принято правостороннее движение, то в магазинах, которые открываются на территории нашей страны, имеет смысл ориентироваться именно на правило правой руки. Следовательно:
- стена и часть магазина, которая находится справа от входа, являются "горячей" зоной – здесь имеет смысл расположить вещи, которые особенно хорошо продаются, и разместить рекламу, информацию об основных акциях;
- торговое оборудование, места для отдыха, примерочные надо располагать в соответствии с естественным движением покупателей – от входа вдоль правой стены и вдоль левой стены к выходу;
- лучшее место для касс – слева от входа, чтобы не занимать пространство в "горячей" зоне.
Формы организации пространства
Раскладку товаров желательно выполнять в соответствии с одной из популярных и доказавших свою эффективность на практике схем. Есть три варианта, которые используются особенно часто.
- "Решетка". Стойки и стеллажи устанавливают рядами, которые параллельны друг другу. Этот вариант хорошо показывает себя в точках, торгующих продуктами, бытовыми товарами или игрушками, но не подходит для магазина одежды.
- "Лабиринт", который также известен под названием "Свободная схема". Стойки, стеллажи, витрины размещают в заранее спланированном свободном порядке. Этот вариант, в отличие от предыдущего, особенно хорошо подходит для магазина одежды. Его бесспорное преимущество – то, что покупатель может разглядеть товар с разных сторон. Продуманные цветовые акценты, декор, грамотно расставленные осветительные приборы помогают направить поток покупателей в том направлении, которое вам нужно. Такая структура обычно используется в дизайнерских бутиках.
- "Петля", другое название – "Круговая схема". Товары размещаются по периметру магазина. Это позволяет покупателю рассмотреть весь ассортимент, обходя помещение по кругу. Не забывайте при этом про правило правой руки. Этот вариант является оптимальным для небольшого магазина. В крупных торговых точках его можно комбинировать с элементами других схем.
При оформлении прилавков, полок, витрин необходимо:
- привлечь внимание покупателя к товару;
- подчеркнуть индивидуальность той или иной модели.
Выкладку необходимо организовать так, чтобы покупатель легко мог взять заинтересовавшую его вещь.
Особое внимание уделяется освещению. Оно не должно искажать формы и цвета товаров.
Зонирование пространства
Зоны в магазине одежды бывают следующие:
- "горячие" – здесь взгляд покупателя непроизвольно падает на товары, именно в этой зоне совершается большинство покупок;
- "холодные", или "нейтральные", – в таких зонах сложно удержать внимание покупателя, поэтому применяются дополнительные методы стимулирования: скидки, акции;
- "мертвая" зона, или "зона декомпрессии", – пространство непосредственно у входа.
Когда покупатель заходит в магазин, его восприятие перестраивается. Поэтому рядом со входом не следует размещать популярные товары и новинки. Статистика показывает, что даже наличие продавца в этой зоне не меняет ситуацию к лучшему. Размеры "зоны декомпрессии" – примерно 1-4 метра от входа. Важно не загромождать ее. Она должна быть максимально открытой, чтобы клиент мог быстро пройти дальше.
В четырех метрах справа от входа находится "горячая" зона. Здесь имеет смысл располагать актуальные коллекции, новинки, которые необходимо реализовать в этом сезоне. Дальняя фронтальная стена тоже является "горячей" зоной, потому что покупатели часто делают в конце зала остановку. В это время их взгляд непроизвольно задерживается на товарах. Клиент у дальней фронтальной стены готов детально рассматривать товары. Поэтому здесь можно размещать более дорогие модели. Однако покупок здесь делается меньше, чем в "горячей" зоне у входа. При этом надо учитывать особенности помещения. Например, дальняя фронтальная стена может оказаться значительно длиннее той, вдоль которой идет покупатель, войдя в магазин. В этом случае товары можно сместить влево.
Углы и та часть магазина, что находится слева от входа, – это "холодная" зона. Здесь можно размещать вещи, которые продаются со скидкой, а также товары, которые стабильно пользуются спросом, например базовые однотонные футболки. Здесь же располагаются примерочные. Кстати, продукция, которая располагается поблизости от примерочных, в среднем продается лучше.
Правильное зонирование магазина одежды способствует тому, что покупатели чувствуют себя комфортно и настраиваются на то, чтобы совершить покупку. Они могут рассмотреть и взять любые вещи, которые привлекли их внимание. У них не возникает сложностей с тем, чтобы найти примерочные и кассу. Распределяя вещи по "горячим" и "холодным" зонам, вы можете ненавязчиво привлечь их внимание к определенным товарам.